В Большом театре завершена реставрация знаменитого плафона «Аполлон и музы»

В Большом театре завершена реставрация знаменитого плафона «Аполлон и музы»

Художники и реставраторы Большого театра завершили многомесячную работу по восстановлению знаменитой росписи потолка Зрительного зала – «Аполлон и музы», выполненной в XIX веке мастерами под руководством академика Алексея Титова, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

История многочисленных реставраций плафона – прекрасная иллюстрация непростой судьбы здания ГАБТ России, неразрывно связанной с многочисленными переделками и реконструкциями. По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853–1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Не удивительно, что первую реставрацию росписей «Аполлон и музы» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра.

Любопытно, что в ходе одной из таких реставраций, приуроченной к торжествам по случаю помазания на царство Николая II, часть этих росписей была переписана художниками в модном стиле модерн.

Позднее, когда в 30-х годах двадцатого века в театре установили приточно-вытяжную вентиляцию, в Зрительном зале резко изменился микроклимат. Последовавшие после этого попытки отреставрировать плафон, который стал стремительно разрушаться, привели к противоположному результату, т.к. проводились без предварительных исследований и, что самое главное, не устраняли самих причин деформации плафона. В 1939 году эксперты, которые обследовали плафон «Аполлон и музы», пришли к неутешительному выводу - его живопись пришла в совершенную негодность! Поэтому в начале 40-х годов встает вопрос о полной замене плафона на новые росписи.

Советское правительство приняло решение заменить полотна с античными мотивами на более идеологически выверенные. В объявленном конкурсе по созданию нового плафона для Зрительного зала Большого театра на тему «Апофеоз искусств народов СССР» приняли участие крупнейшие мастера советского монументального искусства. Но началась война, и ни один из конкурсных проектов так и не был реализован.

Осенью и зимой 1941 года, когда шли бои под Москвой, братья Александр и Павел Корины провели кропотливую реставрацию живописного холста. Вместе с ними восстановлением «Аполлона и муз» занимался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, разработавший в СССР основы научной реставрации и консервации памятников искусств. Реставрация велась в сложнейших условиях, часто при низкой температуре. Воздушные тревоги вынуждали реставраторов по нескольку раз в день спускаться с высоких лесов в бомбоубежище. Благодаря их таланту и самоотверженному труду живопись плафона была спасена. Несмотря на трудности военного времени реставрация плафона была проведена столь качественно, что живопись в течение последующих 17 лет находилась в хорошем состоянии. Но вместе с тем основные причины деформации холста – губительный для росписей микроклимат – удалось устранить только в 1958 году, когда Большой театр был оснащен системой кондиционирования. После этого под руководством Павла Корина была проведена повторная реставрация плафона на основе прежней методики.

Последний раз реставрационные работы живописи плафона Зрительного зала Большого театра проводились к 200-летнему юбилею театра в 1975 году.

За прошедшие тридцать лет плафон сильно обветшал. Проведенное в 2009 году натурное обследование плафона показало, что состояние живописи находится в неудовлетворительном состоянии. Были обнаружены многочисленные вздутия и шелушение красочного слоя. Фоновой холст вокруг фигур муз и Аполлона был вырезан и заменен на новый в процессе предыдущих реставраций. Были видны поздние шпатлевки, которые местами лежали поверх холста. На красочном слое наблюдались поверхностные загрязнения в виде копоти и пыли.

Художникам и реставраторам, приступившим в июне прошлого года к восстановлению живописного полотна, пришлось проделать значительную работу. Для восстановления акустических свойств деки со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, вместе с тщательной шлифовкой и заделкой швов между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно.

Параллельно мастера укрепляли красочный слой плафона, устраняли коробления холста в местах провисаний и прорывов. Были удалены реставрационные вставки холста на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака. Для придания холсту влагостойкости на покрытую лаком поверхность нанесен финальный слой лака с добавление воска.

«В конце февраля восстановление живописи плафона было завершено. Специально созданная комиссия с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) приняла работу, высоко оценив качество проведенной реставрации. Таким образом, мы можем говорить об окончании очередного важного этапа восстановления исторических интерьеров Большого театра», - отметил М. Сидоров.

Пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал»

+7 (495) 771 60 60

+ 7 (985) 269-7702

* * *

Инвестиционная группа «Сумма Капитал» - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области портового бизнеса, нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.

Компании инженерно-строительного блока ИГ «Суммы Капитал» («ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Трансинжиниринг», «Интэкс» и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.

В июне 2009 г ИГ "Сумма Капитал" приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.

Основатель Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.

Историческая справка

При восстановлении здания Большого театра в 1856 году для улучшения акустических свойств в Зрительном зале была выполнена оригинальная конструкция плафона-деки. В издании 1857 года «Большой московский театр» говорится: «вся театральная зала представляет теперь нечто вроде громадного инструмента, сделанного по всем правилам музыкальной акустики. Овал боков зрительного зала обложен сверху до низу деревянной панелью, на два пальца отстоящей от каменной стены; округлый потолок зала, тоже деревянный, сделан совершенно как делают гитары: он составлен из маленьких кусочков дерева».

Ярусы Зрительного зала и дека пола были сделаны из дерева. Полы опирались на поперечные балки. Образовывалась полость, резонировавшая звук. Точно таким же акустическим образом работал и плафон Зрительного зала. Основанием потолка служила дека из дерева. На резонирующую деревянную деку был наклеен холст, который затем расписали.

Орнаменты в технике гризайль и композиции выполнены на холсте в масляной технике. Сюжетом живописи стали Аполлон и музы, покровительницы различных видов искусств. Согласно древнегреческой мифологии на Парнасе Аполлон водит хороводы с девятью музами – дочерьми Зевса и Мнемозины. Художник разместил в десяти секторах плафона вокруг центральной люстры изображения Аполлона, играющего на золотой кифаре, музу поэзии Каллиопу (с флейтой), музу лирики Эвтерпу (с книгой и флейтой), музу любовных песен Эрато (с лирой), музу трагедии Мельпомену (с мечом) музу комедии Талию (с маской), музу танцев Терпсихору (с бубном), музу истории Клио (с папирусом), музу астрономии Уранию (с глобусом). Однако в нарушение мифа, вместо девятой музы священных гимнов – Полигимнии, художник изобразил музу живописи с палитрой и кистью в руках. Поля плафона между фигурными изображениями были заполнены орнаментом, перекликающимся с рисунком лепного декора барьеров ярусов.

В 1882 году в Большом театре были проведены капитальные работы, в том числе и по плафону Зрительного зала: «…реставрировать живопись на потолке Зрительного зала и арки авансцены с заменой поврежденного места новым» (из материалов из Российского Государственного архива литературы и искусства). Повторная реставрация была проведена перед коронационными торжествами Николая II в 1895 году. Тогда росписи были переписаны в стиле модерн. Известно, что при ремонте 1895 года были использованы мастичные (с добавлением воска) краски. Очевидно, это было выполнено для придания поверхности живописи матовости.

В течение многих десятилетий живопись плафона находилась в условиях, вызывавших деформации холста и красочного слоя. В центральной части плафона над люстрой находилось отверстие, служившее со времени открытия до устройства электрического освещения для вытяжки дыма и копоти масляных ламп. Вытяжка без фильтра и утепления способствовала прониканию в Зрительный зал холодного воздух зимой и попаданию на живописный холст влаги летом.

Установка в 30-х годах притолочно-вытяжной вентиляции с подачей воздуха через центральное отверстие плафона вызывало образование конденсата. А локальные реставрации живописи, проводившиеся в разные годы без предварительных исследований, не устраняли основных причин деформаций и привели живопись в катастрофическое состояние.

В 1940 году был объявлен конкурс на замену живописи плафона Зрительного зала новой на тему «Апофеоз искусств народов СССР». В конкурсе приняли участие Л.А. Бруни, П.В. Вильямс, Е.Е. Лансере, В.А. Фаворский, Ф.Ф. Федоровский и В.Н. Яковлев. Вне конкурса со своими эскизами выступил Б.А. Дехтерев. Не менее представительным было и жюри конкурса, в состав которого входили деятели театрального искусства, художники, архитекторы: И.Э. Грабарь, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.В. Рабонович, В.И. Мухина, Б.В. Иогансон, С.А. Самосуд, В.В. Барсова и другие. Эскизы Бруни, Фаворского, Вильмса, Дехтерева были отклонены жюри, так как их авторы не выполнили условий конкурса и не представили фрагментов росписи.

Лучшим был признан эскиз Лансере, одобрен также эскиз Федоровского. Выступивший на заседании жюри А.В. Щусев отметил высокое мастерство, проявленное участниками конкурса, и значение его как важного мероприятия, имеющего большую будущность. Однако ни один из конкурсных проектов не был реализован, несмотря на их несомненный интерес.

По своей манере большая часть эскизов стилистически не вязалась с архитектурой Зрительного зала. Исключение составлял эскиз Лансере, единственный из конкурсных проектов, непосредственно решавший тему росписи плафона оперного театра. В отличие от других работ он был простроен в едином пространственном развороте, напоминающем монументальные росписи Тьеполо и Тинторетто.

. Проведение конкурса затянулось, началась Великая отечественная война, и Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР было принято решение о нецелесообразности замены существующей живописи.

В 40-х годах ХХ века реставрационные работы проводились под руководством братьев Александра и Павла Кориных, а также известного художника и искусствоведа Игоря Грабаря. В Зрительном зале требовалось устранить коробления, повреждения холстов и деки, удалить старый и нанести новый выравнивающий слой, удалить фоновые фрагменты, дополнить утраты реставрационного грунта на композициях, орнаменте, вновь возведенных участках холста, а также в швах, тонировать и воссоздать утраченные фрагменты орнамента и композиций. При исследовании выполненных зондажей было выявлено наличие до трех-четырех покрасочных слоев. Позднейшие наслоения удалялись, из-под позднейшей записи был открыт самый ранний слой 1855-1856 годов с изображением муз. Несмотря на трудности военного времени реставрация плафона была проведена столь качественно, что живопись в течение последующих семнадцати лет находилась в хорошем состоянии.

В конце 50-х годов живопись плафона вновь требовала реставрации. В 1958 году бригадой художников, возглавлявшейся С.С. Чураковым, под общим руководством народного художника СССР П.Д. Корина на основе прежней методики была проведена повторная реставрация плафона. Был частично укреплен грунт, подклеены отставшие участки холста. В утраченных местах была восстановлена живопись. На сохранившихся фотоснимках того времени видны коробления холста и следы протечек.

В последующие годы масштабных реставрационных работ на плафоне не проводилось, были лишь мелкие ремонты.

Последний раз реставрационные работы живописи плафона проводились к 200-летнему юбилею театра в 1975 году. Были убраны загрязнения с живописного холста, восстановлены утраченные фрагменты живописи и ликвидированы трещины и разрывы холста.

Страница сгенерирована 25.04.2024 03:55