Неуставные отношения

Бывших военных не бывает – так считают все офицеры. Армейское прошлое навсегда остается в сердце мужчины и меняет его подход к решению проблем.

Все, кто работал с кадровыми военными бок о бок – коллеги, подчиненные, партнеры, – полностью согласны с данным утверждением. При этом их мнения делятся на два противоположных: одни считают, что армейский опыт сильно мешает военным добиваться успехов в бизнесе, другие уверены, что, напротив, помогает. «В качестве серьезного препятствия я бы назвала привычку действовать по уставу, которая зачастую сильно отражается на скорости реакции и гибкости. Многие не готовы брать на себя ответственность, когда нужно быстро принять решение, а соответствующего регламента под рукой нет», – рассказывает бизнес-тренер Юлия Кулакова.

Сами кадровые офицеры соглашаются, что подходы к руководству на гражданке и в армии сильно различаются. Тем не менее, они утверждают, что и сходств достаточно много. «Единство, например, в подходе к организации процессов. Его ключевое слово – системность. Именно так задачи выполняются и в армии, и в коммерческих структурах, – рассказывает Сергей Куревин, майор запаса войск ПВО, руководитель отдела логистики группы компаний ПРОПЛЕКС (производитель оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям). - Одинаков и алгоритм решения: сначала классификация, потом детализация и, наконец, систематизация самого процесса. Подходы к работе с людьми тоже во многом похожи. Различия наблюдаются лишь в инструментах влияния: рычаги управления в бизнесе более эффективны, поскольку представляют собой набор экономических методов. Но уж что точно объединяет процессы управления, так это постановка во главу угла выполнение задачи».

Армия, по словам Веры Анисцыной, руководителя группы подбора персонала Кадрового центра «ЮНИТИ», приучает людей к четкости и конкретности в постановке задач: «Они отличные организаторы, а это ценное качество для руководителя. Кадровые офицеры часто реализуют себя в роли управляющих хозяйственной частью, складскими комплексами. Для многих залогом успеха в коммерческой организации становится образование. Инженеры, программисты, переводчики довольно легко находят свое место в коммерческих структурах», – говорит эксперт. При этом Вера Анисцына замечает, что офицерам необходимо время на адаптацию. Это понимает и работодатель, поэтому сразу после увольнения из армии их берут на рядовые должности.

«Переквалификация необходима, – соглашается Сергей Куревин. – Я с первого дня работы в коммерческих структурах испытывал потребность в дополнительном образовании». Однако если человек не боится ставить перед собой цель, то карьера его может продвигаться довольно стремительно. «Есть немало подобных примеров, – замечает Вера Анисцына. – Так, один из кандидатов сразу после увольнения устроился в инженерную компанию в качестве менеджера, а спустя два года уже перешел к другому работодателю на должность коммерческого директора. За это время он целенаправленно осваивал искусство продаж на специальных курсах, а также изучал английский язык».

Ради реализации в бизнесе многие офицеры готовы получать второе высшее образование, чаще экономическое. Это, как правило, молодые люди, которые, окончив военный вуз и отслужив год-два, оставляют армию. У них появляется личная мотивация догнать своих сверстников, уже добившихся результатов в бизнесе.

Высокая работоспособность, организованность, стрессоустойчивость помогают строить карьеру офицерам. Несмотря на это, среди владельцев бизнеса кадровые военные встречаются не так часто. Все-таки предпринимательская хватка и авантюризм не свойственны большинству из них.

«Свой бизнес – это большая ответственность. Тут нельзя сидеть и ждать приказа к действию, нужно уметь самому ставить перед собой цели и выполнять их, – считает Алексей Неверов, старший лейтенант запаса, владелец интернет-магазина «Дети в машине и дома». – На помощь приходит привычка, не обращая внимания на обстоятельства, решать поставленные задачи. Но вот в чем приходится себя перестраивать – так это в коммуникациях с людьми. Наблюдая за своими коллегами, ушедшими из армии, я замечал, что быстрее адаптировались и реализовали себя те, кто умел общаться. Мне же пришлось этому поучиться. В армии не нужна гибкость – тут приказы не обсуждаются. В коммерческой организации другие законы. Дипломатичность необходима и с персоналом, и при переговорах с партнерами».

Менять что-то в себе – это задача непростая, и многие уволившиеся офицеры, так и не освоив ее, стремятся работать с людьми близкими себе по духу. Нередко кандидатам – кадровым военным – отдают предпочтение бизнесмены, сами имеющие армейский опыт за плечами.

Источник: газета "ПРОФЕССИЯ" № 23 , 03.03.11

Обновление страницы 24.04.2024 07:43