Архитектор: Мы оплакиваем исторический Петербург, а оплакивать надо всю страну

Научные сотрудники НИИТИАГ (Москва) Андрей Чекмарев и Алексей Слезкин представили в петербургском Доме архитектора фотоматериалы, характеризующие состояние храмового архитектурного наследия в разных регионах России. По оценке исследователей, культовые сооружения в целом сохраняются лучше, чем другие объекты культурного наследия, поскольку большинство из них используется по назначению. Однако их судьба складывается неоднозначно и в большинстве регионов решается без участия охранных ведомств.

Примеров качественного воссоздания и реставрации с использованием традиционных материалов и полноценным воспроизведением исторического облика, по наблюдениям специалистов, немного. Исследователи привели примеры Никольского собора в Мосальске Калужской обл., Сретенского собора в Ялуторовске Тюменской обл., Успенского собора в Омске, собора Михаила Архангела в Ижевске, Спасо-Преображенской церкви в Мазунино (Удмуртия), Владычного монастыря в Серпухове. Восстановление целого ряда храмов в центре Арзамаса (Нижегородская обл.), по оценке А.Чекмарева, возвращает старинному городу его исторический силуэт.

В то же время множество церквей и соборов при реконструкции и реставрации полностью или частично утратили исторический облик. Примерами «вандализма из благих побуждений» авторы считают реконструкцию храма Боголюбской иконы в Пушкино Московской обл., Благовещенской церкви в Липецке, церкви Воскресения Христова в Городне Московской обл., Знаменского собора в Курске. Утилитарное отношение к церковному зданию приводит к искажению его силуэта, как показали авторы на примере Елоховского собора в Москве, где сооружен лифт в барабан одного из куполов и стеклянная галерея вдоль колоннады. Использование дешевых кровельных покрытий полностью искажает облик здания, показывают исследователи на примере храма Косьмы и Дамиана в Муроме.

В ряде случаев, как свидетельствуют материалы ученых, качественный проект реставрации не смог гарантировать успеха реконструкции ввиду низкой квалификации подрядчика. Так, Никольская церковь в Грабцево Калужской обл. из шестигранной стала четырехгранной, поскольку подрядчику было «так проще сделать». Никольская церковь XVII в в Еганово Московской обл. превратилась при реконструкции в бетонную будку. В Савинском Тульской обл. к церкви приделали колокольню «с дверью набекрень». В ряде городов и поселков Подмосковья старинные церкви реконструировали с непропорциональным увеличением глав и избыточным использованием позолоты. Весьма характерно, по наблюдениям сотрудников НИИТАГ, переделка храмовой архитектуры русского классицизма в усредненный древнерусский стиль, часто с яркими, ярмарочными цветами, от ярко-зеленого до фиолетового. В Кашире купола всех церквей покрашены в одинаковый голубой цвет. В Боровске Борисоглебская церковь, исторически белая, стала красно-белой, чтобы соответствовать цветам значительно позже построенной колокольни.

Однако самое удручающее впечатление производят запущенные и разрушающиеся храмы. Исследователи перечислили целый ряд обрушений в течение последнего десятилетия, в том числе церквей, которые сохранялись в советский период, поскольку использовались для хозяйственных целей, передает корреспондент АСН-инфо.

В этом ряду – произведения Баженова (Казанская церковь в Ярополье Московской обл.), Львова (Загорье Тверской обл.), Стасова (Баранья Гора Тверской обл.)

Больше всего запущенных и разрушающихся храмов, по оценкам исследователей, - в Кировской, Вологодской и Архангельской областях. Как считают А.Чекмарев и А.Слезкин, администрации этих регионов проявляют равнодушие к уникальному деревянному зодчеству, не имеющему аналогов в других странах мира.

По оценке руководителя сектора археологии Эрмитажа Олега Иоаннисяна, представленные московскими специалистами материалы поднимают не только культурную, но и социальную проблему: бедственное состояние храмов в северных областях страны связано с запустением населенных пунктов в связи с перемещением населения. «Мы часто оплакиваем историческую архитектуру Петербурга, а оплакивать надо всю страну», - резюмировал директор студии «Литейная часть» Рафаэль Даянов.

Страница от 22.12.2024 05:56