В Санкт-Петербурге найден способ борьбы с непрозрачными тарифами в ЖКХ
В ближайшее время документ будет выставлен на общественные  слушания. Почему тарифы на коммунальные услуги непрозрачны, некачественны,  защищают интересы монополистов, а не собственников и нанимателей жилья?  Потому что в правовую цепь договорных отношений между поставщиками  энергии и управляющими организациями не включены мы, рядовые потребители  энергоресурсов, говорили участники дискуссии. 
 "Собственника жилья сегодня раздевают: мы не знаем, за что мы платим.  Рядовой потребитель не имеет возможности проверить, что именно  монополисты включают в расходы", - городские парламентарии Елена Бабич,  Игорь Риммер и Александр Ольховский консолидированно высказались за  создание в Петербурге системы прозрачного формирования тарифов. 
 В тоже время авторы - разработчики нового договора с поставщиками  энергоресурсов уверяют, закон стоит на стороне потребителей.  ТСЖ/ЖСК/управляющие компании наделены правом от имени собственника  заключать договор на поставку коммунального ресурса, но не делают этого.  Новый договор, разработанный в НП "Оккервиль" раскрывает механизм  предоставления коммунальных услуг и одновременно механизм  административно-юридической защиты граждан. В документе раскрыты права и  обязанности, как получателя, так и поставщика коммунального ресурса,  порядок определения его количества и качества, формулы определения цены и  расчета платы за поставку услуг, говорит руководитель группы -  разработчиков документа, председатель СРО в сфере управления  многоквартирными домами НП "Оккервиль" Елена Панина. 
 Наиболее ощутимой болевой точкой в отношениях получателей коммунальных  услуг  и ресурсоснабжающих организаций участники круглого стола назвали  отсутствие реального механизма перерасчета платы в пользу собственника  жилья в случае поставки ему коммунального ресурса ненадлежащего качества  (воды, тепла, электроэнергии). 
 Законодательство позволяет заключение договора о предоставлении  коммунальных услуг между собственником жилья и ресурсоснабжающей  организацией, однако практики такой в России не существует. Договоры  заключаются между ТСЖ, ЖСК или Управляющей компанией и  организацией-поставщиком коммунального ресурса. В правовых отношениях  отсутствует физическое лицо - заказчик и потребитель услуг, что делает  собственника жилья уязвимым перед монополистом, говорит один из авторов  нового документа Игорь Михайлов. 
 Как рассказала Е.Панина, в феврале 2011 года новый договор начали  внедрять некоторые ТСЖ и ЖСК Красногвардейского и Невского районов  Петербурга - члены СРО НП "Оккервиль". Жителям предложили ознакомиться с  текстом договора и принять решение: заключать такой договор или нет. В  случае заключения договора собственник жилья, по словам Елены Паниной,-  может сэкономить до 1, 5 тыс. рублей в месяц на коммунальных платежах. 
 Е. Панина привела такой пример. Специалисты "Оккервиля" проанализировали  оплату за поставку тепла за 2 года в одном из домов на Ириновском  проспекте . За этот срок ГУП ТЭК выставил счета на 20 млн. рублей.  Согласно тарифам для физических лиц, эта цифра не должна превышать 11  млн. Но и она завышена, так как завышены сами тарифы. Фактически сумма  должна составлять немногим более 5 млн. рублей. 
 Член правления НП "Оккервиль" Игорь Михайлов показал на цифрах, какие  "хитрости" есть в оплате за тепло. Сегодня тариф для физлица за  гигакалорию - 1050 руб., причем в него уже включен НДС. Но поставщик  заключает договор с управляющими организациями, которые являются  юрлицами. И поскольку прямого договора с физическим лицом нет,  монополист выставляет в адрес управляющей организации тариф для юрлица -  1070 руб. плюс 18% НДС, т.е. 1262 руб. 66 коп. При этом, пояснил И.  Михайлов, управляющая организация выставляет тариф нам, как для физлица.  А сама остается в долгу у монополиста, и долг постоянно растет.  Следующие платежи монополист уже берет в счет погашения долга. 
 "Чтобы покрыть образовавшиеся ножницы в 200 рублей, нам морочат голову,  что тариф распределили на 12 месяцев. В Петербурге отопительный период -  8 месяцев, а мы платим круглый год. Но и этих денег не хватает. И тогда  город находит какие-то схемы, чтобы погасить брешь за счет бюджета,-  сказал И. Михайлов. 
 Обсуждая документ, призванный защитить рядовых потребителей коммунальных  услуг от монополистов, участники дискуссии согласились: он должен  пройти общественные слушания. 
 Так, по оценке юриста, госсоветника Санкт-Петербурга 2-го класса Ольги  Покровской, приславшей письменный отзыв на документ, предлагаемая форма  договора содержит некоторые спорные положения нормативным правовым актам  РФ. 
 Юрист, эксперт по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Николай  Тямшанский, считает, что документ составлен таким образом, что может  стать хорошим пособием для потребителя в осваивании механизма защиты  своих прав. Однако говорить о действенности этого документа можно будет  только после наработки убедительной судебной практики. 
 Депутаты Заксобрания Петербурга пообещали в апреле вынести документ на обсуждение общественности. 
 В дискуссии приняли участие:  
 Бабич Е.В., Риммер И.С, Ольховский А.С. - депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга; 
 Панина Е.Н. - кандидат экономических наук, председатель правления СРО НП  "Оккервиль", автор-разработчик формы Договора комплексного  предоставления коммунальных услуг;
 Михайлов И.П. - президент Ассоциации организаций, регулирующих  деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в сфере  энергосбережения и повышения энергоэффективности "Человек. Общество.  Право", автор-разработчик формы Договора комплексного предоставления  коммунальных услуг;
 Тямшанский Н.Б. - юрист, эксперт по защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
Обновление страницы 31.10.2025 13:01




